L (лямбда) зонд (кислородный датчик)

L (лямбда) зонд (кислородный датчик)

Содержание статьи:

Зачем нужен лямбда-зонд?

Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе — катализаторы) — устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах.

Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно — вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же O2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).

Название датчика происходит от греческой буквы λ (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси.

При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, λ равна 1 (график 1). «Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: λ=1±0,01.

Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

674f57706bb8
67ec1780df88
88bd5afc658b
3739c9e7fcb7
f6bc1e791869

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом — путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (O2).

Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива.

На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора.

Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).

bb52e367ad77
График 1. Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (λ)


Полное сгорание и максимальная мощность достигается при λ=1.

 

a0378e8e3739

Рис. 1. Схема λ-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя.

1 — впускной коллектор; 2 — двигатель; 3 — блок управления двигателем; 4 — топливная форсунка; 5 — основной лямбда-зонд; 6 — дополнительный лямбда-зонд; 7 — каталитический нейтрализатор.

Принцип работы лямбда-зонда

Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2).

Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины.

Один из электродов «дышит» выхлопными газами, а второй — воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 — 400°C.

Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.

При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.).

Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 — 0,9 В (график 2).

Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (O2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление.

Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.

Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев.

Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).

13175d7c9367

 

График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (λ) при температуре датчика 500-800оС

А — условная точка средних показаний (Uвых » 0,5 В, при λ=1,0). (Обогащение смеси (уменьшение O2 в выхлопе). Обеднение смеси (увеличение O2 в выхлопе).

 

5a662d6d4443

 

Рис. 3. Конструкция датчика кислорода с подогревателем

1 — керамическое основание; 2, 8 — контакты НЭ; 3 — нагревательный элемент (НЭ); 4 — твердый электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 — защитный кожух с прорезями; 6 — металлический корпус с резьбой крепления; 7 — уплотнительное кольцо; 9 — выводы датчика.

Что произойдет если лямбда-зонд начнет «врать»

В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального.

В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу.

В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке «тает» на глазах, из трубы валит черный дым, СО «зашкаливает», а двигатель «тупеет» и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются.

Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам.

Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут — ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».

При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 — 0,3% до 3 — 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить.

В автомобилях, система λ-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее.

В случае отказа второго лямбда-зонда (или «пробивки» секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.

Вообще лямбда-зонд — наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 — 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя.

Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы.

Применение этилированного бензина категорически недопустимо — свинец «отравляет» платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.

07ed68766a1e

 

Рис. 2. Схема датчика кислорода на основе диоксида циркония, расположенного в выхлопной трубе

1 — твердый электролит ZrO2; 2, 3 — наружный и внутренний электроды; 4 — контакт заземления; 5 — «сигнальный контакт»; 6 — выхлопная труба.

 

d39551b0aa4c

 

Рис. 4. Контактные выводы наиболее распространенных циркониевых лямбда-зондов

а — без подогревателя; б, с — с подогревателем.

* цвет вывода может отличаться от указанного.

Нюансы по замене лямбда-зонда

Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы.

Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда.

Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.

Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно — черный).

«Массовый» провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету «накального» вывода подогревателя — он всегда красный.

При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с «массой» автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный «минус», а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к «плюсу» аккумулятора.

Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление.

Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 0
  1. Plushka

    А датчик кислорода и лямбда- зонд это всегда одно и то же? на схеме как- то находили 2датчика. 1был лямда- зонд. другой с другой стороны двигателя датчик кислорода. реально ли это?

    1. Shavaeffmad

      это одно и тоже что лямбда- зонд что датчик кислорода.

    2. FallALLA

      это одно и тоже. . . просто называют по- разному. . .

      1. Extreme91
    3. Hamak093belyj
  2. Derane

    Что такое Лямбда- зонд? Всем спасибо!

    1. NeGaTiFF

      Датчик кислородный, учитывает качество сгорания ТВС, и выдает сигнал для корректировки смеси.

    2. Auindre

      датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах.

    3. NeGaTiFF

      Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов ( в обиходе — катализаторы) — устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно- воздушной смеси обеспечить катализаторам » долголетие» невозможно — вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2- датчик, он же лямбда- зонд ( ЛЗ). Название датчика происходит от греческой буквы l ( лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно- воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14, 7 части воздуха приходится 1 часть топлива, l равна 1 ( график 1). » Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: l= 1± 0, 01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным ( дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда- зонда.

      1. Enentonnat

        Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие) Смотри сюда Кислородный датчик лямбда -зонд: что это такое в машине. . .

    4. Enentonnat

      Я толком не знаю, что- то связано с расходом топлива. От нашего этилированного топлива быстро выходит из строя и стоит очень дорого, там какая- то хрень из платины.

    5. Auindre

      Лямбда- зонд ( u — зонд) — датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах. LambdasondeRB. jpg Датчик основан на свойствах оксида циркония — ZrO2 и начинает работать только при температурах более 350 ° C. Для ускорения прогрева датчика в него монтируют электро- подогреватель, потому обыкновенно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя. Рабочий элемент датчика — пористый керамический материал на основе двуокиси циркония, покрытый методом напыления платиной. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность. Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Первые » лямбда- зонды» были резистивными, т. е. изменяли свое сопротивление. Современные датчики работают как пороговые элементы.

Добавить комментарий